Способы пуска асинхронных электродвигателей
Для запуска асинхронных двигателей используется разные методы. На практике наибольшее распространение получили следующие способы: Б.
- Изменение конструкции электродвигателей (роторы с глубокими пазами, типа “двойная беличья клетка”).
- Прямой пуск.
- Запуск на пониженном напряжении.
- Частотный пуск.
Двигатели специальной конструкции существенно дороже обычных электрических машин, что сильно ограничивает их применение.
Прямой запуск
Самая простая схема пуска асинхронных электрических машин с короткозамкнутым ротором – непосредственное подключение к сети. Подача напряжения на статорные обмотки осуществляется замыканием силовых контактов магнитного пускателя или контактора.
При прямом пуске электрической машины момент силы на валу значительно меньше номинального. Кроме того, запуск на полном напряжении вызывает броски тока и снижение напряжения. Прямой запуск применяется:
- При низкой мощности электрической машины.
- Для технологического оборудования, не нуждающегося в плавном разгоне.
- Для механизмов с запуском без нагрузки.
Такой способ непригоден для приводов инерционного оборудования, устройств нетребовательных к величине пускового момента, при ограниченной мощности электросети.
Пуск на пониженном напряжении
Запуск асинхронных электрических машин на сниженном напряжении реализуется при помощи нескольких схем:
Переключением обмоток статора “звезда-треугольник”.
Подключением через трансформатор.
Включением в цепь обмоток статора пусковых резисторов или реакторов.
Принцип действия первой схемы основан на пуске электрической машины при подключении обмоток “звездой”. После разгона двигателя коммутационные аппараты переключают их на “треугольник”. Этим достигается 3-х кратное снижение пускового тока.
При этом пусковой момент на валу также снижается более чем на 30%. Кроме того, преждевременное переключение также вызывает скачки тока до величин, возникающих при прямом запуске. Такой способ также непригоден для инерционного оборудования и установок, запускаемых под нагрузкой.
Для устранения недостатков электродвигателей с короткозамкнутым ротором также применяют автотрансформаторные схемы пуска.
При этом устройство для преобразования напряжения включают последовательно в цепь обмоток электрической машины. Эта схема обеспечивает плавный разгон и уменьшение пускового тока. Через автотрансформаторы подключают приводы мощных установок и оборудования со значительным моментом сопротивления.
Высокая стоимость элементов схемы, скачок тока при переходе на полное напряжение ограничивают ее применение.
Широко применяются также реакторные и резистивные схемы пуска. Для снижения напряжения к обмоткам последовательно подключают резисторы или катушки, обладающие реактивным сопротивлением. Запуск осуществляется при включении в цепь последовательно включенных элементов с активным или индуктивным сопротивлением.
При разгоне двигателей реакторы и пусковые сопротивления постепенно шунтируются и выключаются из цепи. Недостатком этого метода является высокая стоимость оборудования, значительно сниженный пусковой момент.
Частотный пуск
Такой способ старта и разгона основан на зависимости момента и скорости вращения вала электродвигателя от частоты питающего напряжения на обмотках. Для изменения этой характеристики применяют частотные преобразователи. Запуск через ПЧ решает все проблемы старта и разгона асинхронного электродвигателя. Однако, эти устройства имеют высокую цену, большие габариты, а также являются источником высших гармоник.
Характеристики УПП
Основными критериями выбора УПП являются диапазон ограничения тока, степень защиты корпуса, допустимое количество пусков за единицу времени, номинальный ток и напряжение, допустимая мощность электродвигателя, возможность параллельного включения шунтирующего электроаппарата. Выбор устройства осуществляется по стандартным методикам.
При выборе УПП также необходимо учесть наличие следующих функций:
- Запуск в функции тока или напряжения. Устройства плавного пуска с такой функцией применяют при ограниченной мощности питающей сети. Такие УПП позволяют осуществлять регулировку тока и избежать перегрева кабелей, сработки защиты, остановку генераторов, чувствительных к резким колебаниям потребляемого нагрузкой тока. Для технологического оборудования, где недопустим быстрый пуск с повышенным моментом, используют УПП с пуском в функции напряжения. Такие устройства плавно увеличивают напряжение в обмотках электрических машин. Для более точной регулировки используют УПП с обратной связью по току и напряжению.
- Количество фаз. Для пуска электродвигателей используются УПП с регулировкой электрических параметров по одной, двум и трем фазам. Устройства первых двух типов используются для привода оборудования с нечастым запуском, так как несимметричная нагрузка в момент пуска отрицательно сказывается на работе электрической машины.
- Наличие шунтирующего контактора. При завершении переходного процесса целесообразно отключить подачу тока через устройство плавного пуска, чтобы исключить перегрев симистров. Это достигается параллельным включением в цепь контактора, который замыкает силовые контакты после разгона электродвигателя. Существуют модели УПП, не предусматривающие параллельного подключения контакторов, однако, для мощного двигателя лучше выбрать устройство с шунтирующим коммутирующим аппаратом.
- Функции защиты. Многие УПП имеют встроенную защиту от перегрева самого устройства, изменения частоты питающего напряжения, снижения величины выходного тока, а также функции отключения нагрузки при превышении времени разгона, обрыва фаз, неравномерной нагрузки. В некоторых моделях также возможно подключение датчика нагрева обмоток электродвигателя. Для защиты привода с УПП от коротких замыканий необходимы предохранители или автоматические выключатели.
- Функции регулирования скорости. Существуют УПП, где реализована возможность снижения частоты вращения электродвигателя. Однако, УПП не заменяют частотный преобразователь. Регулировка скорости осуществляется ступенчато. При длительной работе на пониженной скорости УПП сильно перегревается. Устройство плавного пуска не обеспечивает долговременной работы двигателя в режиме пониженной скорости. Такие режимы применяются при регулировке и наладке производственного оборудования.
- Режим торможения. Для приводов инерционного оборудования следует выбрать УПП с функцией торможения. В этом режиме на обмотки электродвигателя подается напряжение, вызывающее торможение электрической машины. Такие устройства применяют для подъемников, транспортеров, тяговых вентиляторов.
- Контроль состояния байпасного контактора. При незамкнутых силовых контактах шунтирующего контактора по достижении номинальной частоты вращения ротора электродвигателя, УПП осуществляет отключение привода.
- Пуск с максимальным моментом. Устройства плавного пуска с этой функцией подают на обмотки номинальное напряжение питающей сети. После резкого пускового толчка, напряжение ограничивается. Далее разгон электрической машины осуществляется в плавном режиме. УПП с такой функцией используется для приводов оборудования с включением под значительной нагрузкой.
Основные параметры и характеристики УПП
Ниже в тексте будут приведены схемы аппаратов плавного запуска для изучения и собственноручного изготовления. Для тех, кто не готов осуществить плавный пуск асинхронного электродвигателя своими руками, полагаясь на готовое изделие, будет полезной информация о существующих разновидностях софт стартеров.
Пример аналогово и цифрового УПП, в модульном исполнении (устанавливается на DIN-рейку)
Одним из главных параметров при выборе УПП является мощность обслуживаемого электромотора, выраженная в киловаттах. Не менее важным является время разгона и возможность регулировки интервала запуска. Данными характеристиками обладают все существующие софт стартеры. Более совершенные УПП являются универсальными и позволяют настраивать параметры мягкого запуска в широком диапазоне значений относительно характеристик двигателя и требований технологического процесса.
Пример универсального софтстартера
В зависимости от типа софт стартера в них могут присутствовать различные опции, повышающие функциональность аппарата и позволяющие осуществлять контроль работы электродвигателя. Например, при помощи некоторых УПП возможно осуществление не только плавного запуска электромотора, но и его торможение. Более совершенные софт стартеры осуществляют защиту двигателя от перегрузок и позволяют также регулировать вращательный момент ротора при пуске, останове и работе.
Пример различий в технических характеристиках различных УПП от одного производителя
Разновидности софт стартеров
По способу подключения УПП подразделяются на три вида:
- Однофазные. Регулируют пусковое напряжение на одной фазе для уменьшения пускового момента. Обладают ограниченной функциональностью и не снижают пусковой ток. В виду удешевления полупроводниковых силовых ключей, однофазные УПП применяются редко.
Структурная схема однофазного УПП
- Двухфазные. Осуществляют регулировку пускового тока по двум фазам, что позволяет улучшить динамические характеристики запуска двигателя, но не решают проблему с несимметричной «просадкой» напряжения. Используется в основном радиолюбителями, осуществляющими плавный пуск асинхронного электродвигателя своими руками, схема устройства приведена ниже.
Структурная схема двухфазного УПП
- Трехфазные. Дают максимально возможное уменьшение пускового момента, снижая пусковой ток до минимально возможной трехкратной перегрузки. Позволяют осуществлять большой набор функций помимо плавного разгона – регулировку момента, торможение, слежение за параметрами, дистанционное управление, защиту от тепловых перегрузок, и т. д.
Структурная схема трехфазного УПП
УПП своими руками
Для самостоятельного изготовления УПП используемая схема плавного пуска асинхронного двигателя своими руками будет зависеть от возможности и навыков мастера. Самостоятельное смягчение пусковых перегрузок при помощи автотрансформатора доступно практически любому пользователю без специальных знаний, но данный способ является неудобным ввиду необходимости ручной регулировки старта электродвигателя. В продаже можно встретить недорогие устройства плавного запуска, которые придется самостоятельно подключить к электроинструменту, не обладая глубокими познаниями в радиотехнике. Пример работы до и после софт стартера, а также его подключение показано на видео ниже:
Современные софт стартеры имеют внутри сложную электронную начинку из множества электронных деталей, работающих под управлением микропроцессора. Поэтому для изготовления аналогичного УПП своими руками по имеющимся в сети интернет схемам необходимо не только мастерство радиолюбителя, но и навыки программирования микроконтроллеров.
Основные и дополнительные функции УПП
Современные софт-стартеры – многофункциональные электротехнические устройства. Основное их предназначение – снижение пусковых токов и смягчение динамических ударов при старте двигателя. Кроме того, УПП обеспечивают:
- Пуск с номинальным моментом. При этом при старте на электродвигатель подается максимальное напряжение, после чего включаются тиристоры. Разгон до номинальной частоты осуществляется плавно. Софт-стартеры такой конструкции применяют для механизмов со значительной пусковой нагрузкой.
- Динамическое торможение. УПП с данной функцией обеспечивают остановку привода без выбега. Их устанавливают в приводе инерционного технологического оборудования: тяговых вентиляторов, подъемниках и т.д.
- Пуск в функции тока и напряжения. УПП такой конструкции позволяют задавать предельное значение пускового тока. Устройства применяются при низкой мощности сети, а также в приводе оборудования с низким стартовым моментом.
- Защиту электродвигателя. Софт-стартеры обеспечивают остановку привода при обрыве фаз, перегрузках, превышении времени разгона, а также при возникновении других аномальных и аварийных режимов. УПП не имеют защиты от коротких замыканий и включаются через предохранители или автоматы.
- Интеграцию в САР и системы телемеханики. Софт-стартеры с процессорными блоками управления и устройствами поддержки протоколов связи с удаленным оборудованием контроля легко встраиваются в многоуровневые системы автоматизации технических процессов.
- Регулировку частоты вращения вала. УПП с такой функцией не заменяют частотные преобразователи. Такой режим допустим при непродолжительной настройке оборудования.
Выбор функционала софт-стартера зависит от требований к электроприводу и осуществляется на основании технико-экономической целесообразности.
Что такое устройство плавного пуска
Для начала стоит рассмотреть, что, собственно говоря, представляют собой устройства для мягкого пуска. Данные электроустройства активно используются в так называемых асинхронных электромоторах. Они позволяют в момент проведения их пуска держать определенные показатели двигателя (например, электронапряжение, токи и т.д.) в определенных границах. Благодаря использованию УПП, можно снизить пусковой ток, исключить возможность перегревания двигателя, устранить рывки на механических компонентах мотора. Таким образом, обеспечивается значительное повышение срока службы любого электромотора.
Главным назначением https://techtrends.ru/catalog/ustroystva-plavnogo-puska/» target=»_blank»>устройства для плавного запуска, следовательно, является управление исключительно процессом пуска мотора, а также его остановки
Это крайне важно, поскольку к наиболее существенным проблемным сторонам любых асинхронных электромоторов относят:
- Проблемы с согласованием моментов нагрузки с крутящими моментами самого электромотора.
- Наличие высоких пусковых токов, которые могут превышать номинал в разы.
Отмечено, что в момент пуска показатели крутящего момента на двигателе могут составлять до 200 процентов от нормы, что быстро приводит к его поломке. Да и сам стартовый ток в это время может в разы превышать номинальный показатель. Разумеется, в этом случае можно ожидать преждевременного износа мотора.
Как раз для того, чтобы нормализовать и выровнять перечисленные показатели, и было разработано УПП.
Самодельные варианты
Существует множество схем модернизации электроинструмента при помощи УПП. Среди всех разновидностей широкое применение получили устройства на симисторах. Симистор — полупроводниковый элемент, позволяющий плавно регулировать параметры питания. Существуют простые и сложные схемы, которые отличаются между собой вариантами исполнения, а также поддерживаемой мощностью, подключаемого электроинструмента. В конструктивном исполнении бывают внутренние, позволяющие встраиваться внутрь корпуса, и внешние, изготавливаемые в виде отдельного модуля, выполняющего роль ограничителя оборотов и пускового тока при непосредственном пуске УШМ.
Простейшая схема
УПП с регулированием оборотов на тиристоре КУ 202 получил широкое применение благодаря очень простой схеме исполнения (схема 1). Его подключение не требует особых навыков. Радиоэлементы для него достать очень просто. Состоит эта модель регулятора из диодного моста, переменного резистора (выполняет роль регулятора U) и схемы настройки тиристора (подача U на управляющий выход номиналом 6,3 вольта) отечественного производителя.
Благодаря размерам и количеству деталей регулятор этого типа можно встроить в корпус электроинструмента. Кроме того, следует вывести ручку переменного резистора и сам регулятор оборотов можно доработать, встроив кнопку перед диодным мостом.
Основной принцип работы заключается в регулировке оборотов электродвигателя инструмента благодаря ограничению мощности в ручном режиме. Эта схема позволяет использовать электроинструмент мощностью до 1,5 кВт. Для увеличения этого показателя необходимо заменить тиристор на более мощный (информацию об этом можно найти в интернете или справочнике). Кроме того, нужно учесть и тот факт, что схема управления тиристором будет отличаться от исходной. КУ 202 является отличным тиристором, но его существенный недостаток состоит в его настройке (подборка деталей для схемы управления). Для осуществления плавного пуска в автоматическом режиме применяется схема 2 (УПП на микросхеме).
Плавный пуск на микросхеме
Оптимальным вариантом для изготовления УПП является схема УПП на одном симисторе и микросхеме, которая управляет плавным открытием перехода p-n типа. Питается устройство от сети 220 В и ее несложно собрать самому. Очень простая и универсальная схема плавного пуска электродвигателя позволяет также и регулировать обороты (схема 2). Симистор возможно заменить аналогичным или с характеристиками, превышающими исходные, согласно справочнику радиоэлементов полупроводникового типа.
Схема 2. Схема плавного пуска электроинструмента
Устройство реализуется на основе микросхемы КР118ПМ1 и симисторе. Благодаря универсальности устройства его можно использовать для любого инструмента. Он не требует настройки и устанавливается в разрыв кабеля питания.
При пуске электродвигателя происходит подача U на КР118ПМ1 и плавный рост заряда конденсатора С2. Тиристор открывается постепенно с задержкой, зависящей от емкости управляющего конденсатора С2. При емкости С2 = 47 мкФ происходит задержка при запуске около 2 секунд. Она зависит прямо пропорционально от емкости конденсатора (при большей емкости время запуска увеличивается). При отключении УШМ конденсатор С2 разряжается при помощи резистора R2, сопротивление которого равно 68 к, а время разрядки составляет около 4 секунд.
Для регулирования оборотов нужно заменить R1 на резистор переменного типа. При изменении параметра переменного резистора происходит изменение мощности электромотора. R2 изменяет величину тока, протекающего через вход симистора. Симистор нуждается в охлаждении и, следовательно, в корпус модуля можно встроить вентилятор.
Таким образом, для запуска электродвигателей различного инструмента необходимо использовать УПП заводского изготовления или самодельные. УПП применяются для увеличения срока эксплуатации инструмента. При запуске двигателя происходит резкое увеличение тока потребления в 7 раз. Из-за этого возможно подгорание статорных обмоток и износ механической части. УПП позволяют значительно снизить пусковой ток. При изготовлении УПП самостоятельно нужно соблюдать правила безопасности при работе с электричеством.
Устройство плавного пуска — электротехническое устройство, используемое в асинхронных электродвигателях, которое позволяет во время запуска удерживать параметры двигателя (тока, напряжения и т.д.) в в безопасных пределах. Его применение уменьшает пусковые токи, снижает вероятность перегрева двигателя, устраняет рывки в механических приводах, что, в конечном итоге, повышает срок службы электродвигателя.
Софтстартеры: назначение, принцип работы, области применения
16.03.2013
Софтстартеры – высокоэффективное электротехническое оборудование, обеспечивающее плавный пуск электродвигателя. Еще одной функцией этих устройств является защита электрических приводов асинхронных двигателей от перегрузок. Компенсация высоких пиков тока в электросетях и минимизация риска возникновения механических ударных нагрузок позволяют значительно продлить срок службы всех составляющих элементов привода. Такая функциональность является весомым аргументом в пользу покупки софтстартера.
Важно учесть, что характерной особенностью электродвигателя является следующий момент — при его запуске и в ходе дальнейшей работы крутящий момент не совпадает с нагрузкой. При запуске величина крутящего момента увеличивается в полтора-два раза, что приводит к потере работоспособности кинематической цепи привода
Когда асинхронный электродвигатель подключается в режиме прямого пуска, подаваемое реальное напряжение превышает номинальные значения примерно в четыре-восемь раз. Разумеется, подобное существенное превышение показателей крайне негативно сказывается на всей системе энергосбережения, в том числе на присутствующих в сети потребителях.
Именно для предотвращения таких процессов и используется софтстартер. Купить подобное оборудования необходимо еще на этапе разработки схемы приводного комплекса. Софтстартер нивелирует скачки и нестабильность пускового тока, которые создают избыточную нагрузку на электрический двигатель и становятся причиной разрушения обмотки, а также интенсивного износа и поломок передаточных механизмов электропривода.
Основные виды софтстартеров
Плавный пуск электродвигателя осуществляется по следующему принципу: наращиваемый момент двигателя пропорционален квадрату приложенного к нему напряжения. В большинстве случаев софтстартеры адаптированы для использования амплитудных способов управления, что дает возможность применять их при запуске в холостом режиме или в режиме с незначительной нагрузкой. Сегодня на рынке также представлены софтстартеры, использующие фазовые способы регулирования, которые обеспечивают запуск электрических двигателей, характеризующихся тяжелыми пусковыми режимами «номинал в номинал». Плавный пуск по такой схеме позволяет осуществлять запуск двигателя на порядок чаще. Кроме того, появляется возможность задействовать энергосберегающие функции и отрегулировать коэффициент мощности.
Софтстартеры получили широкое распространение в оборудовании различного назначения: в вентиляторах, компрессорах, мельницах, центрифугах, подъемном и шлифовальном оборудовании, в тяжело нагруженных установках, в металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках и т.д.
Особенности фабричных моделей
Производители предлагают широкий ассортимент изделий в этой категории. Для упрощенного выбора устройства плавного пуска (УППА) достаточно уточнить соответствие мощности потребления определенного силового агрегата и количества фаз, которые будут изменяться.
При более тщательном изучении вопроса обращают внимание на номинал тока электронных ключей. Его выбирают в несколько раз больше, чем аналогичный рабочий параметр двигателя (берут значение для средних оборотов ротора). Запас по этой позиции определяют с учетом особенностей оборудования
В насосном оборудовании, например, вполне достаточно превышения на 250-300%. Для пилорам, где нагрузки увеличиваются очень быстро, подойдет множитель от 7 до 11
Запас по этой позиции определяют с учетом особенностей оборудования. В насосном оборудовании, например, вполне достаточно превышения на 250-300%. Для пилорам, где нагрузки увеличиваются очень быстро, подойдет множитель от 7 до 11.
К сведению. Отдельно проверяют цикл завершения и частоту операций. При повышенных нагрузках для достаточно быстрого охлаждения требуются более мощные тиристоры. Также применяют эффективные системы пассивного и активного охлаждения с радиаторами.
Простейшие электронные схемы увеличивают до расчетного уровня напряжение на выходе за определенный временной интервал. В современной схемотехнике применяют обратную связь с контролем сдвига фазы, вращающего момента, других параметров. Такие дополнения усложняют оборудование. Однако автоматизированное управление выполняет свои функции более точно с учетом реальных условий. Кроме блокировки опасных режимов, улучшаются экономические эксплуатационные параметры.
Иные важные нюансы приведены в следующем перечне:
- специальное шунтирование основного ключа регулятора упрощает поддержание оптимального температурного режима;
- цифровое управление отличается повышенной точностью;
- для выставления нужных параметров пригодится встроенное индикаторное табло;
- некоторые модели можно подключать к внешним устройствам для решения задач автоматизации контроля и регулировки.
Для корректного выбора ответственные производители приводят в описаниях расширенные сведения (пример):
- назначение – асинхронные электрические двигатели;
- рекомендуемая область применения – вентиляторы, насосное оборудование;
- количество регулируемых фаз – 3;
- параметры сети питания – 220-420 V с допустимой погрешностью 10%;
- мощность потребления электродвигателя – 40/ 76 кВт для напряжения 220/ 400 V, соответственно;
- фабричная настройка по току – 130А;
- особенности пускового режима – контроль момента с применением обратной связи и ограничением по току;
- управление – дискретное цифровое или аналоговое;
- потребляемая мощность управляемой цепи – 15 Вт;
- сигналы на цифровом выходе: тревога, отключение, остановка, пуск, работа;
- скорость передачи сигналов информационного канала – от 4800 до 19200 бит/с;
- блокировки: обрыв цепей фаз, превышение температурного порога с контролем электродвигателя (пускателя);
- охлаждение устройства – конвекционное;
- соответствие по протоколу IEC 60947-4-2 уровням электромагнитных помех;
- устойчивость к вибрациям амплитудой 1,5 мм при частоте 2-13 Гц;
- шум при работе – не более 55дБ;
- рабочий температурный диапазон – от -10°C до +40°C.
Приведенное описание демонстрирует, что, кроме основных технических данных, необходим учет реальных условий эксплуатации. Тщательная подготовка увеличивает долговечность, предотвращает лишние затраты на ремонтные работы.
Подключение типового блока для плавного пуска электроинструмента
Сравнительная характеристика
Модель/Производитель | Напряжение (В)/ Номинальный ток (А) | Расчетная мощность, кВт | Цена в руб. по состоянию на февраль 2019 г. |
---|---|---|---|
ALTISTART ATS01/ Schneider Electric | 380/ 3 | 1,1 | 4250-4800 |
SSI-55/ INSTART | 380/ 110 | 55 | 32900-34200 |
MCD100-007/ Danfoss | 600/ 15 | 7,5 | 12700-13400 |
MCD 201-015-T4-CV3/ Danfoss | 220 (380)/ 34 | 15 | 21200-22700 |
ALTISTART ATSU01/ Schneider Electric | 220/ 9 | 1,5 | 7900-8600 |
GS3-045/ ESQ | 380/ 90 | 45 | 31300-32800 |
Данные по расходам на покупку, приведенные в сводной таблице, актуализировать несложно. В данном примере они демонстрируют относительное изменение стоимости в зависимости от технических характеристик. Определенное значение в данном сравнении имеет известность бренда.
По каким принципам функционируют УПП
Главной проблемой асинхронных двигателей является то, что в момент начала работы моменты его силы прямо пропорциональны квадрату возникающего в нем напряжения. Это приводит к серьезным рывкам роторной части как вначале, так и после прекращения работы электромотора, становясь причиной возникновения слишком больших индукционных токов.
УПП могут быть выполнены в механическом, электрическом, а также электромеханическом варианте.
Соответственно, механическая разновидность устройств мягкого запуска должна препятствовать скачкообразному увеличению оборотов электромотора, одновременно уменьшая крутящий момент. Такие УПП могут быть сделаны в виде тормозной колодки, гидромуфты, магнитного блокировщика и т.п.
Если же речь идет об электрических моделях, то они воздействуют на ток, усиливая либо понижая его напряжение постепенно. При этом разгон мотора осуществляется плавным образом, вплоть до номинальных показателей.
Обычно данные устройства работают на амплитудном методе управления, поэтому могут справляться с пуском оборудования при слабонагруженном режиме, либо вовсе на холостом ходу.
Более совершенные устройства последних моделей работают на фазовом методе управления, поэтому могут успешно работать на электроприводах, которые характеризуются так называемым тяжелым пусковым режимом. Благодаря их использованию, можно проводить запуск двигателей большее количество раз в течение непродолжительного времени.
Электромеханические модели сочетают в себе все перечисленные способы работы в той или иной степени.
Чтобы пуск двигателя был произведен плавно, без бросков тока, применяются два метода:
- Ограничение токов в обмотках электродвигателя. Для этой цели обмотку реализуют в виде трех катушек, которые соединяются между собой в форме звезды. Свободными концами они выводятся на коллекторы, которые, в свою очередь, закрепляются к хвостовику вала. К коллекторам подключается реостатное устройство. Значение его сопротивления в самый момент запуска возрастает до максимума. В дальнейшем оно понижается, что приводит к росту тока, а мотор приводится в плавное движение.
- Уменьшение напряжения и силы тока, которые подаются на статорную часть двигателя. Это может быть также реализовано двумя способами: через реостатный или автотрансформаторный механизм, либо через ключевые схемы симисторного или тиристорного типа.
Как раз ключевые схемы и являются основой для устройств мягкого пуска. Стоит также иметь в виду, что частотные преобразователи не позволяют мягко запускать мотор, он только способен компенсировать быстрое нарастание крутящих моментов, при этом сами пусковые токи не ограничиваются.